«Minnesang» – это любовная поэзия рыцарей, а также называние нового лонгплея флагманов отечественного нео-фолка MOON FAR AWAY из Архангельска. Альбом очень неплох, скажем сразу. Он по-хорошему эклектичен: одиннадцать песен (не считая бонус трека) сильно отличаются друг от друга по звучанию и настроению, но вместе складываются в цельную работу, у которой есть пролог, развитие и эпилог. Аранжировки варьируются от акустики до электроники, и даже лирика исполняется на нескольких языках, причем некоторые из них древние. Однако главное здесь – отличные мелодии и волшебная атмосфера, которую умеют создавать только MOON FAR AWAY. Настоящая жемчужина российской нео-фолк сцены!
5|\5
Сашасопенко
Журнал “ROCK ORACLE”, №4 \ 2010
*****
7 января 2011 года. "MINNESANG" - альбом дня на Звуках.Ру
Тех, кто ждет от северных чудотворцев MOON FAR AWAY на этой записи очередного погружения в темные сюрреалистические глубины фолк-музыки, могут быть весьма удивлены. Minnesang – средневековый жанр любовной поэзии, доведенный в этой записи до музыкального абсурда. На пластинке выстраивается целая любовная история, начинающаяся с цитирования Евангелия от Иоанна ("И Свет Во Тьме Светит") и заканчивающая фантазией на тему Theodor Bastard ("Будем Жить"). Музыканты не зря определяют пластинку как концептуальную: у Minnesang есть пролог и эпилог, есть двухчастная кульминация "Путешествие Королевича", обрамленная композициями на стихи Джона Донна и Шарля Бодлера. И все это - во славу женщины, Веры, Надежды и Любви. Хотя, как пишут сами музыканты в сопроводительном тексте к пластинке: "Но Любовь из них – большая".
Музыку MOON FAR AWAY часто пытаются определить как "готик-фолк", хотя от готики здесь - разве что умелое использование средневековых мотивов в текстах песен. Эта музыка проникнута жизнерадостностью и жизнелюбием, и для "просто фолка" - она чрезвычайно сложна: тут и перекликающиеся мелодические линии с умелым использованием электроники ("Francisca"), и нагнетание ритмики с эпическими вставками ("Witchcraft By A Singing"), и явное тяготение авторов к барокко. Прибавьте сюда еще и эклектику используемых музыкальных инструментов: одна колесная лира чего стоит! Подобное снилось, разве что, Питеру Гэбриэлу (Peter Gabriel) или Марии Помяновске (Maria Pomyanowska)
Эти аллюзии намекают на то, что музыку MOON FAR AWAY можно отнести к жанру world music, но и здесь мы оказываемся в некоем логическом тупике, потому как, помимо всей внутренней эклектичности и противоречивости, от этой записи веет свежим ветром американской "новой волны арт-рока" - словно Линдсей Бэкингем (Lindsey Buckingham) пришел в себя после многочисленных экспериментов и вернулся к стилистике "Rumours". Здесь присутствует вполне "флитвудмэковский" тягучий бас ("Мама Русь"), дополненный откровенным женским вокалом (только пусть вас не сбивают с толку народные песнопения в самом начале!).
Несмотря на всю внутреннюю сложность пластинки – от драматургической до аранжировочной - сами музыканты называют "Minnesang" "поп-альбомом". Можете считать это провокацией, можете – откровенным стебом, но доля истины тут налицо. Если, конечно, понимать под поп-альбомом – музыку популярную. А что может быть популярнее песен о любви? Во всяком случае, тексты этих песен проверены веками, и за века ничего плохого с ними не случилось. Остается надеяться, что и музыкальную составляющую ждет не менее блестящее будущее.
Павел Сурков,
портал ZVUKI.RU
Оригинал текста
*****
Отстраненный нордический готик-фолк из Архангельска
Одна из самых заслуженных команд "российской темной сцены" архангельская формация MOON FAR AWAY, что называется, до сих пор "тру", а их новый диск - характерный для группы образчик холодного дарк-фолка. Готическая отстраненность в итоге и становится главным минусом пластинки, не позволяет музыке раскрыться и заиграть новыми гранями. Кажется, стоит музыкантам дать волю страстям - и в звучании появятся запредельные мощь и глубина. Стоит сыграть чуть легче и динамичнее - и выйдет вполне форматный фэнтезийный фолк-рок. Но ни малейшего шага влево или вправо музыканты себе не позволяют. Пресс-релиз диска обещает "ритуальную музыку XXI века", "потенциальные хиты и гимны", однако на деле "Minnesang" - работа, безусловно, симпатичная, но пресноватая. В тихом омуте MOON FAR AWAY никаких чертей, к сожалению, не водится.
3\5
Илья Зинин
Журнал "ROLLING STONE"
*****
Медленно, но чрезвычайно скрупулезно и ответственно несет свое имя одного из ведущих готических коллективов России архангельский квартет MOON FAR AWAY. Без спешки, они разрабатывают один за другим, собственные, основанные на аутентичном фольклоре концепты и выращивает их на удобрениях двух ярко выраженных в их звучании стилистик – dark folk и gothic-dark wave. Причем, они делают свою работу так, что в первом названии оба слова имеют веское значение для характеристики музыкального содержания, в отличие от многих других команд, пишущих dark, но вовсе не folk, за компанию. А второе наименование шествует по путям настолько близким к истокам, к gothic rock, что бунтарский чертенок с иссиня-черными готическими глазами, не покидает самые спокойные и напевные конструкции песен.
Отложив этот альбом, вам придется долго искать альбомы (да, в целом группу) настолько одухотворенной, осязаемо искренней и одновременно мастеровитой музыки, что в пору бросить копаться в классиках вроде Current 92 или Sol Invictus, переставать выискивать интеллигентную, бархатную и столь же экспериментальную электронику, наподобие авторского стиля Эрнста Хорна (уж прямые ассоциации с Qntal прослеживаются без вопросов, например, в "Deus Amet Puellam" – однозначно в пользу наших) или Маркуса Рейнхарта, что лучше и продуктивней еще раз поставить "Minnesang". Наслаждаясь каждой нотой, вслушиваясь во все интонации потрясающих мелодий и вокалов, во всю мощь проникаешься образностью творческого мышления авторов, вкладывавших в строки и такты национальные, этнографические ретроградные идеалы и символы, закованные в плавные изгибы образа женской души и тела. Перенос исторических ценностей, недостающих в наше время в большей степени, чем зарплаты рабочим, слушателю производится потрясающе красивую эмоциональную душевную составляющую песен. Каждая из них, сменяя язык повествования (кстати, менее всего понравился английский в третьей вещи с весьма грубым акцентом), сменяя инструментальные акценты с мягких, деликатных синтезаторов на гот-роковый ведущий бас с гитарным боем и сырыми ударными, или вовсе оставляя наедине с густым минимализмом акустических инструментов, осмысляющим самое себя, проходит не мимо, а прямо в тебя, цепляя отстраненными, но такими родными мотивами и наполняя сердце звуком. Сложно упомнить, когда такое вопиюще сильное впечатление оставляли релизы из схожих стилистик, растапливая чувства каждой следующей мелодией. Такие шедевры как "Олюшка", "Deus Amet Puellam", "Путешествие Королевича, часть 2: новый сон", "Мама Русь" запоминаются и порхают трепетным желанием включить их еще и еще раз. Может быть, это ритуалистический момент лишения личности авторов, скрывающихся под масками везде и всегда, дабы не отвлекать от содержания творчества, или магический голос основной вокалистки Leda, а может быть погружения в трансовое восприятие повторяющимися фрагментами, но их коллеги, особенно на момент прослушивания, кажутся неандертальцами с клинописью камнями по черепу. Две композиции принадлежат чужим рукам, это конечная песня на сербском языке из тех же сербских, местных рук, и бонус-трек российского издания, написанный в содружестве с небезызвестной Яной Вевой из мотологических минималистов Theodor Bastard, отчего ставший чисто электронной композицией с диалектическим настроением.
Из мелочей – немного не пришлось по душе оформление буклета с множеством, на мой взгляд, лишних дизайнерских решений, входящих в около фольклорной тусовке в моду (вспоминаем оформление последнего Titlo), но ничто не может удержать в груди рвущуюся наружу национальную гордость за наличие столь сильного коллектива, легко конкурирующего в простоте интеллигентной глубоко искренней эстетики с сильными миров сих. Шикарный альбом, который, изначально шел на прослушивание с некоторой неохотой. И главное, уже какой год подряд, здесь живет душа...
5+
Maliceth aka Алк.
Портал "Metal LIbrary"
оригинал текста
*****
А знаете ли вы, что новый альбом архангелогородцев настолько прекрасен, что у меня даже не найдётся слов, чтобы его описать? Ну вот, теперь будете знать. Это такой космический запредел, что пытаться загнать те мысли и впечатления, которые возникают от него, в рамки крохотного текста — грех. И писать много — тоже грех, потому что все эти глупые слова лишь пыль и прах, которые замарают это белоснежное полотно. Невесомый, чистый, нежный, сочетающий и меланхолию Sopor Aeternus, и бабскую тоску Мельницы, и языческий напор Of the Wand & the Moon. На MOON FAR AWAY принято вдохновлённо мастурбировать, шёпотом говоря о том, что это — лучшая русская dark-группа, приплетая к этим словам кучу эпитетов и прочего возвышенного словоблудия. Но можно обходиться и без этого, потому что эта музыка может всё сказать за себя. Бывают такие вещи, которые выводят меня из привычного угрюмого состояния, заставляя по-настоящему рефлексировать. "Minnesang", а особенно песня „Олюшка” — одно из таких явлений. Это лучшее, что я услышал в этом году, а может, и вообще.
Арсений (arvinger)
Оригинал текста: http://arvinger.livejournal.com/223682.html
*****
“Этот поп-альбом MOON FAR AWAY является посвящением женским образам. Как живым, обладающим первоисточником из плоти и крови – так и тем вечным архетипам, идеальным понятиям и сверхреальным предчувствиям, которые коренятся, в явной или скрытой до поры форме, в душе каждого человека. Явлениям нашего внутреннего, однако зеркально отражающего Вселенную, мира, во многом имеющим женскую природу – обозначаемым поэтому в русском языке именами женского рода.”
Задумался. Что значит термин “поп-альбом” применительно к четвертой пластинке архангельской группы с удивительно красивым и образным названием? Принципиальный отход от стилистики предыдущего “Беловодия”, одного из немногих шедевров русского нео-фолка? Да, на “Minnesang” MOON FAR AWAY черпают вдохновение не только в русской культуре, но и в западной – от раннего христианства до Шарля Бодлера. Однако остался мгновенно узнаваемый музыкальный почерк. А может быть, простота песен по отдельности и пластинки в целом? Не соглашусь: это не самая доступная для слушателей работа северян на сегодняшний момент. Альбом со специально разъясненной концепцией? Но вся концептуальность, описанная в буклете, оборачивается при прослушивании не более чем сюжетностью. Противоречивая работа, в общем.
За пять лет эволюция творчества почти увела MOON FAR AWAY от экспериментов с русским фольклором. Приоритеты в инструментарии также сменились: практически нет мистически солирующей акустической гитары, лидерские позиции заняли клавишные. Но самое главное – соединение разбросанных во времени и пространстве источников текстов, пусть даже увязанных в нечто целое музыкой лидера коллектива Count Ash’а, придало нехарактерную раньше для архангелогородцев мозаичность. Каждая композиция на “Minnesang” развивается по своим внутренне заложенным путям, и мне зачастую было трудно найти что-то объединяющее для иных вещей с альбома. Спасительной соломинкой остался только характерный и мгновенно узнаваемый саунд: туманное, немного размытое в пелене dark-wave-звучание, в котором красивым контрастом пульсируют то живые, то мертвенно-холодные клавиши. Таким образом, четвертая работа коллектива достаточно отдалилась как от моих личных музыкальных вкусов, так и от стилистики портала, но я все же посоветую послушать ее всем читателям этих строк.
Потому что два главных музыкальных ориентира, две главных удачи, два кита “Minnesang” – называйте как хотите – все равно берут корни в русском фольклоре. “Мама Русь” уже знакома слушателям по синглу “Новый Гимн России” 2008 года: тихая, размеренная, задушевная… Но главной удачей альбома и одной из лучших вещей в истории MOON FAR AWAY является “Олюшка”. Авторская песня, стилизованная под народную, удивительно гармоничное сочетание грустной и меланхоличной исповеди узницы терема и красивейшей мелодии, с первого прослушивания крепко застревающей в памяти. Вот уже месяц слушаю и все никак налюбоваться не могу.
MOON FAR AWAY не могли, да и, видимо, не захотели идти наезженной колеей творчества середины десятилетия. Может быть даже “Minnesang” представляет собой своеобразный перерыв в поступательном творчестве, исполнение давней задумки по озвучиванию любимой и вечной темы женского начала. Что ж… Сами северяне написали, что “…Муз и предметов нашего вдохновения куда больше, чем песен на этом диске”. И я просто сочту, что самые прекрасные музы и самые красивые предметы оставлены на потом.
7/10
Олег “Metaloleg” Бобрик
Фолк-портал “SHADELYNX”
Оригинал материала: http://shadelynx.com/content/view/2944/2/
*****
Прошло пять лет после издания «Беловодья», и группа MOON FAR AWAY наконец-то представила свой новый альбом «Minnesang». Дебютный релиз архангельских музыкантов, «Lado World», считается первым «готическим» релизом в нашей стране, будучи во многом копией, весьма удачной, с «раскрученных» образчиков европейской и мировой сцены, от Dead Can Dance до The Moon Lay Hidden Beneath a Cloud. Второй альбом, «Sator», продолжил интеграцию MOON FAR AWAY в мировое готическое пространство, но по-настоящему оригинальным и запоминающимся стал третий альбом коллектива, «Беловодье», наполненный той истинной «русскостью» (без экспортных матрешек в багаже многих фольклорных коллективов) и душевностью, голосами и образами русского севера, связывающих людей с Традицией. Этот диск был настолько хорош, что многие легко простили коллективу пятилетнее молчание (нарушенное сборником ремиксов и модным форматом «сингл»), лишь бы еще раз услышать нечто в том же духе.
Новый альбом называется «Minnesang» (средневековый жанр любовной поэзии), сами музыканты провокационно величают его «поп-альбомом», и посвящают свое творение женским архетипам, коренящимся в сознании каждого человека и неразрывно связанным с такими понятиями, как мать, рождение, жизнь, плодородие, родина, любовь, прекрасная дама, муза, природа. Для выражения своих идей MOON FAR AWAY отметают многие ограничения, создавая эклектичную по своей сути музыку, в которой все еще слышны отголоски Dead Can Dance, заметно влияние Ataraxia, сохранена сакральная сила и напевность русского языка («Олюшка», подходя очень близко к границам фолк-рока, звучит «хитово»), которому вторят тексты Джона Донна и Шарля Бодлера, братская сербская речь и строки из Евангелия от Иоанна. При этом все композиции звучат достаточно ровно, в меру задумчиво и в меру драйвово (а вот бонус трек «Будем Жить» необычен и тяготеет скорее к синт-поп стилистике), не разбивая пространство альбома на разрозненные кусочки мозаики. Пульсирующий, раскатистый и мерный ритм, акустическая и бас-гитара, флейты, орган, электроника, арфа (присутствующая во второй части сказочного «Путешествия Королевича» и заставляющая вспомнить Daemonia Nymphe) – вот почти весь инструментарий музыкантов, при помощи которого им удается добиться подобного звучания.
Одно из ключевых понятий на «Minnesang» - это единство. Единство прошлого и настоящего – на диске, помимо новых вещей, есть композиции, уже известные слушателям по участию в тематических компиляциях («Deus Amet Puella», «Witchcraft by a Singing») и подходящих «по смыслу», хотя звучащих чуть иначе и демонстрирующих, какой путь прошла группа в своем творческом развитии. Единство образов и мотивов, которые всегда старались разъединить – так, в «новом гимне России» «Мама Русь» («поп-альбом» предварялся по всем правилам синглом, которым и стала эта композиция) есть место и для архангельских напевов, славящих грядущую весну, и для языческих обрядов плодородия, и для отражения бегущей воды на золотой глади куполов. Гимн этот, конечно же, духовный, а не официальный – стоять на торжественном мероприятии под него и подпевать строкам «Мама Русь» было бы как-то странно. Взывает он, как и весь альбом, к чему-то потаенному, теплому и светлому, загадочному и мистическому, к познанию чего так стремились поэты и музыканты всех эпох. MOON FAR AWAY это сакральное, безусловно, в очередной раз уловили. Для тех же, слушателей, которых просто интересует, похож ли «Minnesang» на «Беловодье», отмечу, что он другой – но не менее интересный и замечательный.
8/10
Maeror3
Портал “DARKSIDE”
Оригинал материала: http://www.darkside.ru/album/24874/
*****
Ну вот, после череды странных релизов один из самых известных «темных» проектов России MOON FAR AWAY наконец разродился долгожданным полноформатным альбомом, который называется “Minnesang”.
Я уверен, что после феноменального успеха “Беловодия” новая пластинка MOON FAR AWAY была для большинства наших читателей именно долгожданной. Впрочем, несмотря на то, что работу ждали многие, появилась она как-то слишком уж незаметно и без должной рекламной шумихи: немало даже самых преданных поклонников коллектива узнали о факте выхода, обнаружив архивы с МР3 файлами на пиратских сайтах. То ли издатель решил, что скромность – главная добродетель производителей хорошей музыки, то ли он не ищет легких путей, игнорируя опыт коллег по цеху из-за рубежа, которые пускаются во все тяжкие для привлечения внимания к релизу у потенциальной аудитории. Впрочем, что сделано – то сделано: архивы на файлообменниках, альбом на полках магазинов, а сама группа в турне. Самые хитрые и беспринципные могут новую пластинку скачать, ну а самые преданные – купить или, на худой конец, посетить один из многочисленных концертов MFA. Напоминаю, что в Минске группа вроде как будет выступать завтра, так что увидимся на концерте. Очень надеюсь, что он состоится, ибо организаторы сделали все возможное, чтобы о факте выступления узнало как можно меньше народу. Впрочем, мы отвлеклись, ибо данный опус был посвящен не турне MOON FAR AWAY, а новой пластинке команды. Вот о ней и поговорим.
Главным недостатком новой работы россиян является то, что они не захотели продолжать свои опыты, начатые на “Беловодии”. И как это не парадоксально, но и главным достоинством “Minnesang” является то, что MOON FAR AWAY не стали повторять “Беловодие”. Постараюсь объяснить свою мысль. Безусловно, с успехом “Беловодия” может сравниться не так уж и много альбомов альтернативной сцены России, поэтому нет ничего удивительного в том, что многим бы хотелось услышать продолжение этого замечательного альбома. И то, что продолжения не последовало, – это плохо. Второй момент – “Беловодие” является одним из немногих действительно удачных экспериментов по «осовремениванию» исконной русской культуры, выродившейся в глазах большинства до банальной «троицы» водка-балалайка-кокошник. Не так уж и часто музыкантам удается доступно показать всю монументальность архаики, не скатившись при этом в лубок и карикатурность. Шептунову казалось бы непосильная задача удалась, более того, он доказал всем, особенно главным скептикам – молодежи, что архаика – это модно. Поэтому отказ от продолжения экспериментов с фольклором – это очень плохо. Плохо для группы и для всей сцены. С другой стороны, в одну и ту же реку не войдешь дважды, и вряд ли MOON FAR AWAY удастся превзойти “Беловодие”, ибо двух “Беловодий” быть не может, и любую новую пластинку в том же ключе вольно или невольно все равно будут сравнивать с предтечей, так что у MFA были бы все шансы превратиться в группу одного альбома. А это плохо. Музыкант, как и любой другой человек, должен развиваться, поэтому тот факт, что Шептунов решил не почивать на лаврах, а постарался записать песни, совершенно непохожие на те, которые принесли ему широкий успех, – это показатель того, что перед нами неординарная творческая личность, для которой самовыражение намного важнее сиюминутной конъюнктуры. Новые идеи – это всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что я объясним свой тезис, а не запутал наших уважаемых читателей окончательно.
Музыканты говорят, что “Minnesang” – это одна большая головоломка, которая непременно соберется, если ее внимательно и много слушать. Увы, наверное я слушал пластинку недостаточно внимательно, но “Minnesang” не показался мне чем-то единым и монолитным; альбом распадается на песни, которые довольно заметно отличаются друг от друга – ведь записаны они в разное время и, очевидно, с разным настроением. Например, у того же выходившего ранее гимна “Мама Русь” совсем мало общего с «новым образом» MFA – балладой “Олюшка”. Обе песни, конечно, замечательные, но при этом совершенно непохожие. Хотя, лично мне подобная эклектичность издания даже импонирует – разные люди найдут на “Minnesang” совершенно разные поводы для радости: любители «старого» звучания MFA – “Francisca”, поклонники “Беловодия” еще раз насладятся “Мамой Русью”, ну а искатели чего-то нового проведут немало приятных часов под “Олюшку” или Путешествие Королевича, которые так и просятся, чтобы их переслушали разок-другой.
В общем, самая авторитетная российская «темная» группа MOON FAR AWAY снова доказала, что она – самая авторитетная, и авторитет ее заслужен. Можно только порадоваться тому, что ни кризис, ни социальные катаклизмы не отбили у музыкантов желания создавать искреннее и чистое искусство. Впрочем, радость за других – это не самая значительная из благодетелей, так что если вы действительно получили удовольствие от “Minnesang”, то не ищите по интернетам FLAC и МР3, а поддержите музыкантов своим энтузиазмом: придите на концерт и купите диск, ведь только так вы сможете быть уверены, что они постараются сделать нам всем новый подарок как можно скорее.
Ну и последнее. “Minnesang” доступен в двух вариантах: российский издан Shadowplay и завершается треком “Будем Жить”, а европейский вышел на австрийском Ahnstern и завершается композицией “Шумит, Гудит”. Выбирайте на вкус.
Игорь Матюнов,
Журнал «СТИГМАТА» (Беларусь).
Оригинал материала: http://www.stigmata.name/archives/2812#more-2812
*****