Отзывы на альбом "БЕЛОВОДИЕ"





Они нас никогда не победят. У них нет будущего, точно так же как нет будущего у чьих-то планов превратить этот народ и эту страну в территорию дроидов и отбросов. Они не пройдут, потому что они не смогли пройти все те тысячи лет до нас, и как бы мы этого не не хотели, нам придётся выстоять. Выбора нет. Потому что с небес на нас смотрят наши предки. Потому что наши предки – это мы сами, ведь в наших жилах течёт их кровь, а земля, давшая нам жизнь, - это их пот, прах и кровь. 
Они нас никогда не победят. Среди этих рек и священных рощ растворился в эфире небытия и непобедимый монгол, и холёный француз, и еврей с наганом, и беспощадный немец… они идут сюда под знаменем смерти и хаоса, они идут сюда, чтобы не просто убить, а стереть со скрижалей истории целую цивилизацию, но всякий раз они приходят, чтобы уйти. А мы остаёмся. Остаётся наш мир, загадочный, древний, прекрасный. И когда я слушаю вещи вроде «Беловодия», я начинаю верить, что в небытие уйдут и торговцы нефтью, и картавящие «эксперты», и пиндосы со всеми их точными ракетами и уоллстритами… они уйдут, потому что не могут не уйти. Тысячи лет эту землю рвали, жгли, топтали. Тысячи лет этот народ, как стадо, гнали на скотобойню. Тысячи лет они были готовы отпраздновать полную победу… а этот народ есть. Песням на новом альбоме MOON FAR AWAY сотни, а то и тысячи лет. Древние, ритуальные, сакральные… они живы и сегодня. Они актуальны сегодня. Они востребованы. Их нашли, и им дали вторую жизнь. Пускай в эфире носится чума еврейско-американского тлена, пускай ряженые и пришлые скоморохи делают вид, что они создают искусство. Да даже пускай само понятие «искусство» будет ассоциироваться с ними, с вырожденцами и слугами тлена. У нас есть нечто бОльшее. Если был прав Аристотель, считавший, что Искусство с большой буквы должно нести с собой Катарсис, то «Беловодие» - это оно, то самое, истинное Искусство. Только послушав такой альбом, можно понять, в чём разница между нами и ними, в чём разница между грязью и очищением. Звуки нового альбома MFA, словно холодная вода криницы, очищают душу от грязи окружающей «культуры», лечат, приносят с собой благодать.
Бесспорно, «Беловодие» можно со всей уверенностью назвать самым важным российским альбомом ушедшего года. Именно важным, потому что термины вроде «лучший» здесь неприемлемы. Этот альбом необходимо слушать не потому, что он хороший, а потому что его нельзя не слушать, нельзя лишить свою душу целительного бальзама, нельзя лишить свой разум надежды. Нельзя лишить себя ещё одного повода гордиться своей страной, своим народом, тем, что ты есть.
Иногда кажется, что мир сошёл с ума, что нас окружает липкая и ядовитая тьма тлена, что небес нет, а есть лишь ад. Но такая музыка, словно свет, она показывает путь, даёт силы, влечёт за собой.
Цитата: «Этим диском MOON FAR AWAY шлёт земной поклон своим предкам, своему прошлому, всей традиционной русской культуре, хранящей вечные горние сокровища, несмотря на агрессивное наступление чужих, разрушительных антиценностей».
11 песен, находящихся на грани архаики и современности. 11 композиций, в основе которых лежат аутентичные песнопения русского Севера, Беловодия. 52 минуты отдыха.
Игорь Матюнов,
Журнал "Стигмата" (Беларусь), том №5, 2006 г.

*****




Ну! Могут же, когда захотят! Этот альбом одной из ведущих групп российской темной сцены убедительно доказывает, что отечественные музыканты вполне способны не только конкурировать с ведущими зарубежными исполнителями, но и наголову превосходить их. Группы подобного уровня в пространстве отечественного андеграунда не было уже очень давно, MOON FAR AWAY является истинной надеждой российского музыкального искусства. Песни ансамбля – это песни поморов, издревле населявших леса и болота архангелогородского края. Причем в отличие от многочисленных современных адептов стиля неофолк, MOON FAR AWAY не навязывают собственную трактовку традиционных северных песен, стараясь представить их в наиболее близком к оригиналу виде. В результате музыкантам удалось воссоздать поистине неземную, мистическую атмосферу русского севера, способную пленить душу даже самого искушенного слушателя. Альбом вышел одновременно на Shadowplay, и на известном французском лейбле Prikosnovenie.
5\5
Владимир Зотов.
Журнал “ROCK ORACLE”, #3/2005

*****




Меланхолия так же свойственна жителям России, как и тяга к романтике. Именно эта склонность и создает музыкальную сущность дуэта MOON FAR AWAY. И именно эта черта творчества коллектива уже повлекла за собой его славу на родине. Теперь, посредством французской рекорд-компании Prikosnovenie, вокалистка MFA Анастасия будет околдовывать оставшуюся часть Европы! С ее небесным голосом, своим звучанием напоминающим гимн, ей бы это вполне удалось. Песни, аранжированные со множеством фольклорных инструментов, излучают тесную связь музыки коллектива с природой. Об этом также говорят названия песен - «Не вели ветры», «Волна шумит» и «Ты взойди, Красно Солнышко», перевод которых на английский язык, конечно, достаточно приближен, так как песни исполнены на родном языке. Это усиливает сказочное впечатление от музыки ансамбля, в то время как задумчивые минорные звуки создают приятную меланхоличную атмосферу. Это неизменно увлекает слушателя, и единожды окунувшись в это таинственное послание, действительно воображаешь себе поездку на карете через нескончаемые просторы этой громадной страны.
Kleo
Журнал «ZILLO» (Германия)

*****




Этнические опыты для патриотов
Первый диск за пять лет и всего лишь третий студийный альбом. В этом творении MOON FAR AWAY, первая российская dark-группа, официально признанная в Европе, обретает себя и предстает перед нашим и зарубежным слушателем (диск параллельно вышел в  Европе) как большой серьезный проект.
То, что роднило архангельский дуэт с европейским дарк-фолком, ушло, и теперь музыканты кропотливо возделывают ниву близкого им северного русского фольклора - новый альбом целиком состоит из добытых в фольклорных экспедициях песен Архангельской области в собственных аранжировках MFA. Чистый и лаконичный звук придает атмосфере альбома особый аромат и притягательность. Кажущиеся на первый взгляд простыми, слова, обретают в прочтении MFA некий особый, тайный подтекст и пронзительный смысл, пример - ошеломляющая композиция "[Смерть]". "БЕЛОВОДИЕ"  - это неизбывная русская печаль, фольклорная песня из дальней, существующей где-то рядом, но не доступной для нас страны. И песня эта, доселе не звучавшая в полный голос, приближает встречу с этой страной. 
Самый значимый альбом русского фолка за последнее время.
Леонид Новиков
Журнал «ROLLING STONE», июнь 2005

*****




О том, что архангельский проект собирался записать альбом, основанный на фольклорной музыке Русского Севера, было известно еще со времени их интервью в журнале экспериментальной музыки «БульDozer» в 2002 году. И вот наконец-то альбом обрел реальные очертания и был выпущен в России на лейбле Shadowplay, для всего остального мира - на Prikosnovenie. Неудивительно, что за столь долгий срок MFA пришли к принципиально новому звучанию: на альбоме "LADO WORLD" (1997) явно чувствовалось влияние DEAD CAN DANCE, а "SATOR" (2000) углублялся в эмбиентную область. Одно знаю точно, что альбом вряд ли понравится поклонникам жесткой электроники, клубного веселья и ортодоксального goth rock'а, которые, не найдя в нем наличия отличительных черт звучания своих любимцев, вынесут вполне предсказуемый вердикт: "скучно". Но не для этой аудитории задумывалось "БЕЛОВОДИЕ". Я подозреваю, что многим сразу захочется причислить его к тем или иным жанрам. Но насколько это оправдано? Я бы назвал их музыку мистерией традиций древнего и современного мира. Вспомним историю: капища и идолов сменили сначала деревянные, затем каменные церкви, и частицы языческих верований постепенно слились с христианскими. Впрочем, здесь речь идет не о том "язычестве", о котором так любят кричать современные варвары и воины незримых фронтов и империй, подобно своим историческим предшественникам вламывающиеся в культурное пространство тысячелетних святынь и, не зная и не понимая истинной духовной ценности, грабя и обдирая их на украшения для своих убогих хижин. Эта та сила, идущая из безвременья, которая неподвластна минутным людским капризам и изменчивости доктрин, еще вчера казавшихся безупречными, ведущими за собой толпы, а сегодня безжалостно растоптанных и отвергнутых самыми преданными их адептами. Сила, которой можно слепо поклоняться, можно ненавидеть и даже о существовании которой можно не знать, вполне мирно сосуществуя бок о бок с ее проявлениями. Здесь очень важно осознание своего культурного наследия, поскольку попыток взглянуть по-новому на свои корни на российской сцене имеется предостаточно, но столь удачных пока не наблюдалось - чаще всего сказывались предыдущие увлечения, уводившие в дебри рока, попа, джаза, электроники, металла или иных этнических традиций. На этом фоне MOON FAR AWAY уникальны, никогда еще не было альбомов подобной глубины, когда простая народная песня преображается в мистический гимн и открывает кладези древних архетипов, на уровне подсознания существующие в каждом из нас. В отличии от западных (да и отечественных) работ, в которых музыканты используют элементы фолка, к "БЕЛОВОДИЮ" гораздо уместнее применить термин "neofolk", хотя так однозначно его назвать я бы не решился, впрочем, как и darkwave или ethereal.
Если заглавный трек "На зоре" еще немного напоминает DEAD CAN DANCE, то уверенная работа перкуссии и электронные элементы на "Не вели ветры" и "Волна шумит" отсылают к творчеству индустриальных шаманов HYBRYDS, а "Экой Ваня" и "Из-за гор" вызывают явные ассоциации с HEKATE. И еще хочется отметить совершенно запредельную композицию "[смерть]" с использованием записи похоронного плача, читаемого старой жительницей онежской деревни Александрой Гориной, и печальными распевами Анастасии, новой вокалистки MFA, напомнившими о полузабытых временах Hyperium.
При всех достоинствах работы, не обошлось и без недостатков. К ним отнесу эмоциональное обращение лидера группы Алексея Шептунова в буклете, после которого неуместными кажутся присутствие на обложке рядом с обетным крестом англоязычного названия группы, а также псевдоним самого Алексея (Count Ash). Кроме того, смущает слишком сильное старание воспроизвести диалектное произношение в отдельных песнях, из-за чего понять текст песни можно только прочитав его в буклете, как на выбивающемся из ритуальной напевности основных композиций "Беловодия" танцевально-электронном бонус-треке "Круг-кольцо".
Одним словом, MFA записали самый лучший альбом в своей дискографии, в котором каждый любитель правильной музыки найдет что-то для себя и на данный момент - самый лучший из релизов Shadowplay. Я надеюсь, что они не остановятся на достигнутом и переиздадут ранние работы коллектива, особенно "SATOR", уже ставший недоступным для отечественных меломанов.
Ys Ys
Русский готический портал
www.gothic.ru

*****




Рецензируемая работа представляет собой собрание русского фольклора в интересной современной интерпретации от архангельских музыкантов, которые за десять лет своей музыкальной деятельности стали культовыми фигурами на современной русской готической сцене. Группе удалось сохранить настроения лучших образцов русской устной песенной традиции и одновременно пропустить все песни альбома сквозь собственную призму восприятия богатейшего наследия своих предков - в результате у них получилась не просто аутентичная музыкальная работа, но и своеобразное исследование культурологического характера, как говорят сами музыканты, на диске ''собраны песни Беломорья, Русского Севера, как еще называют эту землю, сохранившую… в наиболее чистом и первозданном виде русский фольклор и культуру изначальной России. Мы лишь попытались воссоздать тот возможный звуковой контекст, который был - и остается - у этих ритуалов и этой лирики в иных, более свободных в своих формальных проявлениях измерениях бытия''. Параллели с Натальей Бабкиной и другими популяризаторами русской народной музыки с пышными формами и туго заплетенными гульками не принимаются ни в коем случае!
Представьте себе самые мелодичные песни KRIWI без акустических переборов, в суперском качестве с электронными наворотами - и вы примерно получите музыку MOON FAR AWAY. Лирические этнические напевы, богатые аранжировки, хорошо прописанные инструментальные партии делают этот релиз интересным не только для собирателей фольклора и язычников-любителей, но и для всех людей, ценящих атмосферику больше чем музыку и не загоняющих себя в рамки музыкальных стилей.
Старорусский язык делает многие песни трудными для понимания, но это и не важно, так как смысловая ценность текстовой информации не так уж и велика, в данном случае важнее эстетика слова и суггестия. Символистские принципы поэтического искусства здесь уместны на все сто - воздействие на слушателя в первую очередь оказывает мелодика слова, его звучание; это музыка, растворенная в слове. После второго прослушивания я не удержался, развернул буклет компакта (оформлению которого позавидовал бы даже Stefan Alt) и начал мычать себе под нос текста песен, представляя себя в роли умудренного опытом старца с длинной белой бородой и свирелью в руках, который мутным взглядом окидывает унылый бескрайний осенний ландшафт и изредка пускает скупую слезу, предварительно затянувшись крепко забитой самокруткой, вспоминая ''дела давно минувших дней''.
Навряд ли наши предки могли представить, что их музыка может звучать таким образом, но на дворе двадцать первый век и, глядя по сторонам, удивляешься, как вообще что-то могло сохраниться, дойти до нас и главное - получить новую жизнь, да еще какую. Я бы не советовал бросаться всем на поиски альбома с целью порадовать бабушек и дедушек и тем самым решить извечную проблему с подарком на день рождения, такую музыку воспримут только самые open-minded представители старшего, да и не только старшего, поколения…
A_not
Журнал «АНХ», Беларусь

*****




Этот альбом записывался слишком долго. Настолько долго, что я уже просто перестал верить в то, что эта работа будет когда-нибудь завершена. Не знаю, что именно всё-таки подстегнуло Алексея Шептунова к тому, чтобы напрячь все свои силы, впрочем и не важно это сейчас. Альбом записан, прекрасно издан сразу в двух странах одновременно, поэтому дискутировать на тему, а почему он не был записан, например, двумя годами раньше мне кажется сейчас излишним.
Лично я воспринимаю творчество MOON FAR AWAY с изрядной долей предвзятости, мне трудно быть объективным в силу целого ряда причин: давности знакомства, постоянного наблюдения за процессом создания тех или иных пьес, и ещё из-за того, что я разделяю эстетические вкусы и пристрастия Алексея. Иными словами музыка MFA просто не может мне не нравится. Именно так оказалось и на этот раз. Отличнейшая, замечательная пластинка. Поэтому даже как то неудобно описывать свои восторги, вот почему я попросил инициатора идеи по составлению точной дискографии King Crmson - Sven’а Luelsdorff’а, послушать «Беловодие» и сообщить своё абсолютно непредвзятое мнение, а он вообще никогда раньше не слышал MFA. И вот что он написал.
"Первое, что хотел бы отметить - это очень хорошие тексты. Я не специалист по фольклору, и не могу сказать насколько они аутентичны, но тексты серьёзные. И я исходил из того, что необходимо эти тексты донести до слушателя (скажем западнику они могут быть безразличны - он язык не знает, поэтому больше его интересует музыкальность, а о чем это ему не понять). Для нас - это содержательнейшие поэтические тексты.
Далее - очень нормально - не пережимая и не вдаваясь в театральщину эти тексты поются - особенно хорош женский вокал. На мой взгляд, мелодии и голоса вокалистов - это основное в музыкальной части этой работы. Очень красивы - "Жито жала", "Цветики". Потрясающе сделана [Смерть]. Для меня эта композиция - самая сильнодействующая на альбоме.
А вот музыкальные электронные звучания иногда, на мой слух, не совпадают с мелодической темой вокала и текстов. Например, мне кажется ритмика и электронная начинка "Не вели ветры" неудачна. "Волна шумит" - мне это напоминает раннего Клауса Шульце - но там вокала нет, там это по делу, а здесь эти органно-электронные пассажи вредят восприятию.
Резюмируя , скажу, что практически всё, что связано с вокалом сделано очень хорошо..., а вот некоторый перегиб в отдельных композициях в электронном сопровождении в ущерб мелодике вокальных партий (я перечислил их ранее) мне представляется сомнительным достижением этого альбома. Я бы с большим удовольствием послушал вокалы, притушив инструментал. Ибо пение , как я уже написал, мелодично, хорошее и несёт в словах глубокий смысл, смысл созданный нашими предками."
Оказалось, что наши мнения почти совпадают. Тексты мне тоже понравились, как раз именно поэтому они приводятся ниже. Музыка, вокал – всё хорошо. Но, что же мне всё-таки не нравится в «Беловодии»? Во-первых, звук на пластинке. Ясное дело, что она звучит лучше многих других достойных альбомов разных других групп, и заграничных, и отечественных. Но, хотелось бы чтобы эта музыка была записана и сведена качественнее, а вовсе не на домашнем компьютере. Каждый раз когда я её слушаю, то приходится самому как бы мысленно улучшать звучание до необходимого уровня. Впрочем, голос записан хорошо, хотя и несколько странно временами – так что я даже не узнал с первого раза Настю, во как!
Во-вторых, несмотря на великолепное оформление отечественного релиза в целом, оно мне не понравилось своей концепцией, своими «обетными крестами». Кресты – это Православие в первую очередь, а музыка MFA ничего общего с Православием не имеет, равно как и с Язычеством. Я её вообще воспринимаю в полном отстранении от какого-либо религиозного содержания. Это очень северная по своему содержанию музыка, северная в том смысле, в котором я понимаю для себя этот термин, иными словами – музыка нашего Поморья. Такой она была с самого первого альбома, такой она и остается. И никакого совершенно отношения к готике!! Запомните, MOON FAR AWAY – это НЕ готическая группа, как её очень любят представлять везде. И это не нео-фолк и не нео-классика!
Причем тут вообще Готика в отношении MOON FAR AWAY  хорошо определено в пункте VIII творческого кредо группы:
В трактовке составляющих MOON FAR AWAY персон, т.н. Готическое Искусство является духовной субкультурой, в ярчайших своих проявлениях определяемой уровнем дошедшего до наших дней изначального Знания - и контркультурой по отношению к искусственно и тотально насаждаемому Американскому масс-культурному стереотипу, принципиально безликому и оторванному от ценностей традиционных культур.
В своем истоке Готика – современное проявление традиционного Европейского мистического творческого сознания, понимающего искусство как составляющую часть ритуального Служения, обогащенное техническими достижениями эпохи Упадка и существующее в реальности постмодерна.
Самому мне больше нравится терминология от лэйбла Prikosnovenie – heavenly, что можно понимать как и восхитительная и как божественная и как небесная, что, впрочем, тоже заявлено слегка с перегибом. Так вот, по поводу крестов – ну не вяжутся они никак даже с самим названием альбома. «Беловодие» – такое хорошее слово, причем тут кресты?
Впрочем, французский диск оформлен ещё хуже. Приятно конечно, что для оформления Фредерик выбрал картину Игоря Антипина. Но, эта картина рисовалась давно и совсем по другому поводу, так что на обложке этого диджипака она смотрится несколько аляповато, к тому же с цветопередачей там ребята накрутили чего-то неправильного – отражающиеся в воде купола церкви должны быть золотого, а не кроваво-красного цвета!. Гораздо правильнее поступили в Shadowplay – поместили картину Игоря внутри коробки, прямо под компактом.
Кроме этого, для своего издания на Prokosnovenie Фредерик переставил местами некоторые песни, а также совсем убрал последнюю «Круг-кольцо». Наверное ему показалось, что в таком виде альбом будет правильнее восприниматься западным слушателем. Не знаю, не знаю...
Презентация альбома состоялась в Москве 29 апреля, в Архангельске – вчера, 13 мая, в Гостином Дворе. Народу у нас пришло не так чтобы много, звук был хорошим, никаких мешающих восприятию присутствий авангардистов не было и публика внимала действу с завидным энтузиазмом, причём без фанатизма. Это радовало.
Андрей Турусинов
(
журнал нечеловеческой музыки "Результаты On-Line")

*****




Буквально своё второе рождение получили народные песни Русского Севера в исполнении дуэта с прекрасным названием MOON FAR AWAY. До сих пор отечественная сцена не могла похвастаться качественным и действительно берущими за душу фолк/дарк-вэйвом, вот и приходилось довольствоваться наследием чужой культуры в исполнении забугорных команд. MOON FAR AWAY сделали то, что можно без преувеличения назвать прорывом на этом жанровом направлении: сохранив исконно русский дух всех этих народных песен, они добавили в них элемент современности, что при безупречной реализации не только не исказило оригинальных идей композиций, но и наполнило их еще большей чувственностью и изящностью. Так что совсем не удивительно, что помимо российского релиза на воронежском лэйбле Shadowplay, этот альбом получил мировую премьеру на французской фирме Prikosnovenie - за такой альбом действительно не стыдно!
5/5
Ан.К.
«DARK CITY» magazine #28-2005

*****




Третий полноформатный альбом архангельского коллектива, вышедший после пятилетнего перерыва. По большому счету, он представляет российскую сцену мировой готической общественности, так как его дистрибуцией в странах Европы и Соединенный Штатах занимается небезызвестный французский лейбл Prikosnovenie. Оформление французского релиза несколько отличается от российской версии. Здесь картина Игоря Антипина - на которой изображен деревенский пейзаж с ветхой избушкой, отражающейся в воде золотыми куполами православной церкви - помещена на обложку, тогда как в оригинальном виде она находится под диском. Также во французском релизе песни переставлены местами и отсутствует один трек, существующий только в российском издании альбома.
Альбом "Беловодие" целиком и полностью посвящен поморской фольклорной традиции Русского Севера, потому в его основу легли аутентичные народные песни тех краев, органично модернизированные исполнителями в проникновенные и чистые neofolk/ethereal композиции.
В музыке MOON FAR AWAY не осталось места пьесам ритуального характера и прочим шаманско-абстрактным зарисовкам. Теперь это полноценные песни в собственном смысле слова. Первородная сила древней земли в бесподобном пении Анастасии сквозь насыщенные, яркие и мелодичные аранжировки. Мягкие клавишные пассажи только подчеркивают мелодику живых инструментов - акустическая гитара все чаще и чаще составляет костяк композиций. Особо хотелось бы выделить следующие песни: "Не вели ветры" - динамичная клавишная ритмика, почти маршевая; "Волна шумит" - заунывная и печальная, как русский простор; "[Смерть]" - интересный сэмпл, где старушка-плакальщица повествует свою грустную историю. Ну и, конечно, вступительная "На Зоре", которая, в свое время услышанная мною еще на компиляции к Бульдозеру, очень основательно подогрела интерес к готовящемуся альбому.
"Беловодие" впитало в себя незамысловатое, но несоизмеримо богатое духовное наследие простого русского люда, которое в этом художественном воплощении обрело изысканное и скромное изящество готического вкуса. Дух этой пластинки - глухое, архаическое православие, в котором все еще живы языческие символы и архетипы. В этих звуках поет иная, метафизическая Русь, Родина-Мать.
Белорусский Готический Портал
www.gothic.by

*****




Плещутся волны седого Белого моря, кричат чайки над волнами, окруженная лесами и болотами дремлет до поры земля Архангельская… На этом альбоме одна из лучших готических формаций России открывает слушателям древние тайны своей родной земли, Беломорья, Русского Севера, где в наиболее чистом и первозданном виде сохранился русский фольклор и культура изначальной России. Новый альбом на 99% состоит из фольклорных песен Архангельской области в оригинальных аранжировках MOON FAR AWAY. Как говорят сами музыканты: "Мы ничего не меняли в этих песнях, бережно собирая по крупицам отдельные фразы изначального гипертекста. Послания, полностью прочитать которое не удастся уже никогда. Мы лишь попытались воссоздать тот возможный звуковой контекст, который был - и остается - у этих ритуалов и этой лирики в иных, более свободных в своих формальных проявлениях измерениях бытия". "БЕЛОВОДИЕ" стал третьим полноформатным релизом архангелогородцев, и в третий раз MOON FAR AWAY исполняют великолепную смесь из (neo) folk'а, (ethereal) wave и sacral/neoclassical. Их музыка частично электронная, а частично акустическая, где рядом с современной электроникой звучит гитара, и всевозможные народные духовые и ударные инструменты. Пропитанные северными ветрами, отголосками ритуалов и обрядов былых времен, эти песни словно мост в прошлое, ключ к тайнам времен, погружение в сказку, которому в большой мере способствует голос певицы Анастасии. Ее пение идет словно бы из глубины времен, обладая тем неповторимым очарованием, что свойственно истинно народным напевам и гармониям. На мой взгляд, подобного рода творчество, обращенное к традициям своей собственной культуры, открывает широкое поле для экспериментов в среде российских дарк-фолк коллективов. Хотя вполне вероятно, что подобного рода творчество является достаточно сложным для восприятия, особенно для людей не подготовленных, и уж тем более для рядового потребителя музыки. Чтобы адекватно воспринимать "БЕЛОВОДИЕ" надо все же обладать определенными знаниями, жизненным и духовным опытом. Так как, то, что на первый взгляд кажется простым и понятным, при вдумчивом прослушивании оказывается загадочным и тайным. И тайну эту предстоит разгадать вам…
Оценка: 9/10
Петербургский готический портал
 www.darkpetersburg.ru

*****




Выход нового альбома MOON FAR AWAY, третьего по счёту, - безусловно, событие, особенно если учесть, что альбом почти одновременно вышел в России на Shadowplay и во Франции на Prikosnovenie. Теперь все, кому интересно творчество этого замечательного проекта, смогут без особого труда найти и приобрести "родной" диск "БЕЛОВОДИЕ". Варианты оформления альбома во Франции и России отличаются, а в русском издании имеется даже дополнительный трэк. Французский диск я в руках не держал, поэтому буду говорить о русском варианте. Оформление получилось стильное и приятное, хоть коробочка и не digi-pack, но весь дизайн очень продуман и оставляет самые хорошие впечатления. Буклет содержит все тексты альбома, которые, к слову сказать, очень интересны и рекомендуются мной к обязательному прочтению. Альбом почти полностью состоит из древних поморских песен русского Севера, которым MOON FAR AWAY придали современное и эзотерическое звучание. Поэтому  "БЕЛОВОДИЕ" значительно отличается от того, что вы слышали на двух прошлых релизах. Теперь можно с уверенностью сказать, что появился на нашей "тёмной" сцене проект, не слепо копирующий западные стандарты (как, увы, большинство исполнителей) но и привносящий в музыку славянские корни (для многих "космополитов" так ненавистные). И, пожалуй, самое главное - европейская neofolk/ethereal музыкальная основа очень органично сочетается с поморскими напевами и только за одно это можно уже группе поставить памятник.
"БЕЛОВОДИЕ" получился очень зрелым и целостным. Рекомендуется к обязательному прослушиванию. Из наиболее любимых песен выделю, пожалуй, эти - "Собираетце любезной", "Цветики", "Не вели ветры", "Волна шумит" и "[Смерть]".
Wolfsblood
Российский нео-фолк портал «SEIDR»
http://seidr.woods.ru

*****




Возвышенные, величественные и созерцательные звуки ожидают слушателя на данном релизе русского дуэта MOON FAR AWAY, вдохновленного родной культурой и природой. В таких песнях, как «Собираетце Любезной», «Ты Взойди, Красно Солнышко» или «Волна Шумит», акустические инструменты чарующим образом переплетаются с небесными голосами солистов и звуками природы. «БЕЛОВОДИЕ» - сокровище завораживающей красоты, стоящее того, чтобы его найти и познакомиться, поэтому все поклонники DEAD CAN DANCE, а так же другие сомневающиеся обязательно должны в него вслушаться!
Tom Steinkühler
Журнал “SONIC SEDUCER”, Германия

*****




"БЕЛОВОДИЕ" записывалось почти пять лет. В нем MOON FAR AWAY окончательно отошли от европейской готики. Теперь любые отсылки их творчества к DEAD CAN DANCE можно считать бессмыслицей. "БЕЛОВОДИЕ" - это зрелость и не столько для самих MOON FAR AWAY сколько для всей русской "дарк музыки". Хотя в этом контексте над самим термином "дарк" можно поставить большой знак вопроса. "БЕЛОВОДИЕ" - это традиция и ритуал слитые в одно. Это русские фолк-тексты собранные по крупицам в пустеющих северных поселениях. Рассказанные хриплыми голосами старух они воплощены на альбоме молодыми и звонким вокалами Anastasia и Count Ash. И благодаря этому альбом "БЕЛОВОДИЕ" звучит как нельзя более достоверно. Можно конечно провести некоторые аналогии с  небезызвестным московским проектом ВОЛГА, но почему-то не хочется. Тем более что музыкально альбом развивается весьма неожиданно - от вялых гитарных переборов и звона колокольчиков к чисто электронным пассажам. Так одна из лучших композиций альбома "Не вели ветры" напоминает KIRLIAN KAMERA, а "Волна шумит" отсылает нас уже к неким мрачным ритуалам.  Кульминация же наступает в песне "Смерть" где в обрамлении далеких и печальных хоралов звучит старушечий голос и весь Русский Север как в былине предстает перед внутренним взором. И сразу как-то все звуковые изыскания – оригинальные и безусловно талантливые становятся вторичными по отношению к внутренней гармонии и красоте наполняющей эту работу.
Старостин
Журнал ”FUZZ”(Россия)

*****




Культовая архангельская группа (ее дебютный альбом 1997 года считается первым русским готическим релизом) наконец-то разродилась новым диском, работа над которым шла целых четыре года. Самое удивительное, что с «БЕЛОВОДИЕМ» MOON FAR AWAY, всегда шедшие своим собственным путем, попали в самую струю увлечения русским фолком, и их аудитория может заметно расшириться за счет поклонников ВЕТРА ВОДЫ или МЕЛЬНИЦЫ. И действительно, как москвичи, так и архангельские музыканты делают ставку на дуэт мужского и женского голосов с преобладанием последнего, активное использование народной музыки и текстов и мрачно-готическую (а порой откровенно похоронную) атмосферу. «БЕЛОВОДИЕ» практически полностью состоит из народных композиций, по крупицам собранных музыкантами на побережье Белого моря, но, в отличие от двух вышеупомянутых московских групп, MOON FAR AWAY используют в основном электронные инструменты, достигая аутентичности не столько по звучанию, сколько по духу. К счастью, композиции «БЕЛОВОДИЯ» начисто лишены порой появляющейся у москвичей занудности, и это при том, что элементов дарк-эмбиента в творчестве MOON FAR AWAY не меньше, чем элементов фолка. Особенно зловеще звучит композиция «[Смерть]», в которой использована аутентичная запись деревенского похоронного плача. С другой стороны, на диске есть и более светлые, легко запоминающиеся треки, которые претендуют на звание андерграундных хитов (а некоторые, например, «На заре», таковыми уже стали). Несколько портит альбом финальная композиция «Круг-кольцо», единственная авторская вещь группы, в которой зачем-то появляется электронный бит, а также уж слишком диалектное произношение вокалистки Анастасии. Возможно, именно так и говорили наши далекие предки, но даже мне оно поначалу резало уши, а что уж говорить о менее интересующихся данной субкультурой людях, которые непременно будут потешаться над MOON FAR AWAY именно из-за столь ярко выраженного стремления к аутентичности. И тем не менее, альбом будет интересен самой широкой аудитории – от готов до любителей фолка, от фанатов аутентичности до поклонников электроники. Несомненная удача команды.
8/10
Роман Патрашов
Интернет-журнал “DARKSIDE”
www.darkside.ru

*****




«БЕЛОВОДИЕ» – это 12 поморских песен Онежского берега Белого моря, сведенных в ритуальный круг архангельским проектом MOON FAR AWAY, и увенчанных авторским колядой-приговором «Кати, колесо». Стремление к единению формы темной сцены с духом и песенными традициями русского Севера, о котором Count Ash, основатель и идеолог группы, говорил со времени выпуска альбома «SATOR» в 2000 году, воплотилось в этой работе. Теплый и проникновенный голос Анастасии, новой вокалистки MFA, правдоподобно пропевая поморский говор, делится думами и надеждами, любовью и страхами, болью и верой от одной песни к другой. Но особое, поворотное, ключевое место в этом повествовании – трек «Смерть». Полевая запись в электронном орнаменте рассказа старушки, переходящего в поминальный плач, сродни потустороннему шаманскому забытью.
Собственно, от предыдущего звучания группы, часто сравниваемого с DEAD CAN DANCE и принесшего определенную известность после дебютной пластинки «Lado World», остался лишь эзотерическое пасмурное обрамление и утробный голос Count Ash’а на заднем плане. «БЕЛОВОДИЕ» – кристаллизованный сакральный мир свинцового моря и бездонного неба Поморья, лишенный кровавых тонов и серости будней.
5
Анна Петрова
Журнал “STEREO & VIDEO”

*****




Обозреваемый альбом некоторое время назад произвел на меня совершенно неотразимое впечатление. Поначалу я вообще отказывался верить услышанному. Не потому, что услышанное – нечто из ряда вон выходящее, наоборот все элементы, казалось, были хорошо знакомы и предсказуемы, а потому КАК это было преподнесено. По силе эмоционального воздействия мало что для меня может сравниться с этими песнями, с этим особенным настроением и пафосом, прошибающим все душевные преграды. Изменилось мое отношение к подлинному народному творчеству – я вдруг понял, почему ЭТО нужно слушать и слышать.
Алексей Шептунов (лидер и идеолог MOON FAR AWAY) шел к написанию.материала для третьего альбома долго – 5 лет. Вместе с новой вокалисткой Анастасией он ездил в экспедиции, собирая песенный материал для «Беловодия». Собственно, вот, что Count Ash сам говорит по этому поводу: "Основу материала «Беловодия» составили песни, известные мне по работе с фольклорным театром, а также кое-что из того, что было собрано экспедициями по онежским деревням, в которых я принимал участие. Вообще, участие в подобных экспедициях – необычайно интересное дело, Русский Север остается меккой современных фольклористов, ведь именно здесь в самом чистом и целостном виде сохранилось глубинное народное искусство России. На территории Архангельской области не было ни крепостного права, ни монголо-татарского ига – именно поэтому настоящие поморы, например, даже матом не выражались, не говоря уже о сохранности песенных традиций. А песню «Не Вели Ветры» я впервые услышал на старой пластинке с записями поморского фольклора. К сожалению, живого исполнения этой песни мне застать уже не пришлось…"
Конечный результат превзошел не только мои скромные ожидания, но и ожидания многих напыщенных критиков готической-субкультуры (честно, говоря – забавный термин). Стоит сказать, что «Беловодие» получило хвалебную прессу не только в России, но и за ее пределами, включая США (!), а альбом был одновременно издан как на воронежском SwadowPlay так и на французском лейбле Prikosnovenie, с последующем распространением по всему миру. А ведь не каждый раз случается, чтобы например немцы (да еще из «не фолкового» лагеря) в захлеб слушают пластинку с русским-фольклором! Широкий резонанс, однако.
Но, пора поговорить о содержании. А говорить есть о чем. «Беловодие» - россыпь красивейших песен выполненных на стыке нео-фолка, ethereal’а и дарквейва. Это удивительно, но жемчужины народного песенного творчества Поморья были очень удачно завернуты в эту совсем не аутентичную обертку. Тут и там звенят акустические гитары, переливаются синтезаторы, замысловато стучит перкуссия, а частенько всплывают и традиционные для поморья инструменты. Но музыка Алексея многое бы потеряла, если бы не потрясающе проникновенный и мощный вокал Анастасии. Такие голоса услышишь не часто. Настя на этом альбоме божественна! Поет она со специфическим выговором характерным для поморской старины и это придает песням дополнительную естественность и утонченность. Однако, нашлись и те, кому такая искренность и аутентичность пришлись не по душе. Очень жаль.
Благодаря MOON FAR AWAY  фольклор Русского Севера стал доступен широкой аудитории. Прослушивание «Беловодия» открывает скрытую доселе Вселенную. Не секрет, что у рядового обывателя народная музыка ассоциируется прежде всего с бабушками в смешных костюмах и с другими подобными проявлениями, здорово отдающими нафталином. На «Беловодие» же фольклор предстает в живом и волнующем свете – думаю, не один слушатель будет ловить себя на мысли, что эти песни, их подача, эмоции, которые они несут, не сравнятся ни с одним из современных произведений (в песенной области, конечно же). Во время прослушивания у меня не раз возникало желание подпеть, подхватить мотив, сорваться с места, начать двигаться… Если искусство возбуждает чувства и разум значит – это все еще живое искусство.  MOON FAR AWAY свершили главное – оживили давно умершее и практически уже исчезнувшее искусство и сделали это более чем достойно.
Ну, а теперь, разберу альбом по песням . Я не очень люблю такой разбор, но в данном случае он просто необходим, т.к. текстовая играет важнейшую роль, а в музыкальном плане все треки достаточно разнообразны.. Пожалуй, это самые трогательные песни из тех, что я когда либо слышал. Особенно на первых порах трудно держать эмоции под контролем. Это так мощно, проникновенно и завораживающе, что мне понадобилось немалое усилие для описания всей этой благодати. Пришлось даже почитать литературу, посвященную фольклору, чтоб вникнуть в смысл звучащего.

1. На Зоре – трек начинается с загадочного шелеста, а после того как возникает теплый, но тревожный и полифоничный синтезаторный фон появляются аллюзии на ранних Dead Can Dance времен «Serpent’s Egg», но как только Анастасия вступает со своей партией возникает совершенно особенное настроение. Привожу полный текст:

На зоре
То было ль на зореньке
Так и на зоре <...>

Такой вот простецкий текст в исполнении Насти приобретает поистине ритуальную глубину. Хотя, если честно, На Зоре - возможно, самая слабая вещь на диске из-за того, что подача едва ли совпадает с содержанием. Трек датирован 2000г и был первым опытом совместной работы Алексея и Насти, отсюда и нестыковки.

2. Собираетце любезной – трогательная и незамысловатая песня, исполненная в сопровождении акустических гитар. Бархатный голос доверительной интонацией сообщает нам свою печаль: даже кратковременная разлука с любимым трудно переживаема.

3.Жито жала – церковный орган, спотыкающаяся запрограммированная перкуссия и переливы акустики создают наиболее подходящий фон для душевных излияний. Очень грустная история: парня забрали в армию (естественно на 25 лет…) и его возлюбленная (а возможно и невеста?) невыносимо страдает. Анастасия поет здесь тонким девичьим голосочком, выдавливая из слушателя скупые слезы. Великолепно. Русские народные песни (да и в принципе, народные) порой беспросветно безысходны. Очень красивая композиция.

4. Цветики – похожая на предыдущую вещь аранжировка, тот же жалобный голос . Лирическая героиня на этот раз обращается к цветам:

Цветики-цветочки
Лазоревы мои
Что же вы цветочки
Невесело цвели...

Ком к горлу подступает нешуточный..

5. Не вели ветры – моя любимая песня на альбоме. Настоящий гимн Красоте. Мощная многослойная электронная перкуссия ведет ритм композиции, на нее изысканно нанизаны синтезаторы, гитары и другие инструменты. На этот раз Анастасия вещает теплым и приятным низким голосом, полным сдержанности и зрелости. Текст не самый однозначный, но главным образом описываются впечатления некоего князя Ивана Васильевича, очарованного красотой девицы Анны Ивановны.

...Сколь она статна, сколь она статна
Она сколь хороша, она сколь хороша
Лице-то у ей, лице-то у ей
Будто белой снег, будто белой снег
Щеки-те у ей, щеки-те у ей
Будто алой цвет, будто алой цвет
Брови-те у ей, брови-те у ей
У черна соболя, у черна соболя
Очи-те у ей, очи-те у ей
У ясна сокола, у ясна сокола

Одна из самых сильных вещей альбома – просто потрясающе! Особенно когда на заднем плане Насте суровым голосом вторит Count Ash…

6. Волна шумит – пожалуй наиболее типичная ethereal композиция на диске. Какой же поморский фольклор без настоящей рыбацкой песни (снова задумчивый мужской вокал вторит мощному женскому пению)? Полный текcт:

Волна шумит, волна бушует
И пена ли бьется в берега <...>

7. Экой Ваня – долгое, но волнующее причитание на фоне раскатистых военных барабанов и псевдо симфонической аранжировки. Я до конца не понял, о чем так заунывно сообщает нам Анастасия, но похоже, на банальную супружескую измену или какое-нибудь тяжкое преступление. Полный текст:

Экой Ваня, разудала голова
Сколь удала голова Ваня да твоя <...>

Также очень сильная вещь, которую мне хочется слушать снова и снова, несмотря на тяжелый смысл, заложенный в строках. Срывает голову этот надрыв и это пение. Вот так.

8. Из-за гор – светлая по звучанию композиция, представляет собой причитание невесты перед свадьбой:

…Приставала лебедь белая
Ко стаду да ко серым гусям <...>

Мотив «белой лебеди» попавшей в стаю «серых» гусей был очень распространен в предсвадебных обрядах .

9. [Смерть] – центральная и важнейшая вещь на альбоме. Представляет собой полевую запись похоронного плача в исполнении старушки, обрамленную густым и мрачным ethereal’ом. На заднем плане печально воет Анастасия. Композиция является просто бронебойной по силе воздействия. Это полотно красиво безумно, но [Смерть] нагоняет такую тоску, что я стараюсь не увлекаться частым прослушиванием данного произведения. Такое ощущения, что на похоронах находишься ты сам – таков скорбный заряд этой композиции. Текст - просто шедевр. Оцените хотя бы последние строки:

…Да повезут-то тебя во последний-то путь во остатний
По широким-то пожням раскосистым
Да по полям-то хлебородным
За дикие-то болота топучие
Да за темные-то леса за дремучие
На окатанну-то гору на высокую
Да на всемирное-то большущее кладбище
Да уж положут в темную-то могилу глубокую
Да зароют желтыма-то песками сыпучими
Да все прошло-то теперь у тебя, прокатилосе...

10. Ты взойди Красно Солнышко – желанное просветление, после предыдущей гнетущей композиции. Музыка вызывает в голове образы бескрайнего моря и, конечно же, восходящего солнца. Напоминает На Зоре, но только без недостатков последней.

11. Круг-кольцо – оптимистичное завершение непростого альбома. Данный трек присутствует только в российском издании и является единственным, сочиненным «от и до» Алексеем. Текст и музыка очень хорошо подошли бы для исполнения в хороводе:

Круг-кольцо
Катись колесо
На красно солнышко
На звезды в ночи...

В общем, «Беловодие» является великолепным примером соединения западной музыкальной традиции и аутентичного русского (можно даже сказать – поморского) фольклора. Альбом понравится как любителям настоящего фолка, так и придирчивым ценителям атмосферных ответвлений «готической» музыки (Dead Can Dance, Ataraxia и подобные группы). Диск прекрасно оформлен и хорошо записан, поэтому, я думаю, может стать украшением любой коллекции.

Очень рекомендую.

Оценка: 10/10
Jimmy Smith
Проект "Музпросвет"
Оригинал текста: http://www.muz-prosvet.com/vb/showthread.php?t=3826

*****

 


 
2008 © Copyright